27 | 07 | 2017
Общие сведения
Наука

  


ООО "КЭБ НГАУ"

 


ООО «Автоцентр НГАУ»

 


Образовательный центр «УниверАВТО»

Яндекс.Метрика
Наука

Научный потенциал Инженерного института – итоги и перспективы

Ю.Н. Блынский

В 1944 г. был открыт факультет механизации сельского хозяйства. В начале своей деятельности усилия преподавателей были направлены на решение организационных задач связанных с обеспечением в первую очередь учебного процесса. В это время на факультете были открыты кафедры тракторов и автомобилей, сельскохозяйственных машин, начертательной геометрии и графики, сопротивления материалов и включены в состав факультета кафедры физики и высшей математики. К началу 1945-1946 учебного года на мехфаке работало уже восемь кафедр.

Первым руководителем аспирантских работ на факультете справедливо следует отметить зав. кафедрой СХМ Федора Ивановича Гаврилова. Первыми его аспирантами были Е.Н. Корушкин и Н.Н. Кубрак, их диссертационные работы были посвящены исследованию надежности плужных корпусов. В 1958 г. В.Д. Дутов защитил диссертацию по сенным процессам в Омском СХИ. Это были первые преподаватели факультета, подготовившие на кафедре СХМ кандидатские диссертации.

В 1956 г. подготовку научных кадров продолжил Павел Александрович Сторц, став заведующим кафедрой СХМ, первыми его аспирантами были А.Д. Логин и И.П. Квасников. Логин А.Д. успешно защитил диссертационную работу «Исследование процесса сепарирования зерна и соломы» в 1962 г. С этого периода начинается активная работа по подготовке научно-педагогических кадров на факультете.

В 1962 г. зав. кафедрой СХМ ЧИМЭСХ К.Г. Колганов обратился к декану Е.Н. Корушкину  с просьбой о проведении испытаний двухбарабанного комбайна СКД в условиях Новосибирской области. Выполнение этой работы было поручено А.Д. Логину. Высоко оценивая проделанную работу по проведению сравнительных испытаний комбайнов, главный конструктор КБ КЗК предложил открыть на кафедре СХМ научную лабораторию по исследованию рабочих органов молотильно-сепарирующих устройств. Создание лаборатории позволило круглогодично выполнять опыты с новыми рабочими органами.

На новые технические решения и оригинальные способы их реализации было получено 14 авторских свидетельств на изобретения.

В проведении исследований принимали участие сотрудники, преподаватели и аспиранты кафедр СХМ, Высшей математики, а также главный инженер учхоза А.Ф. Кондратов. На основании проведенных под руководством А.Д. Логина исследований выполнили и защитили кандидатские диссертации 11 аспирантов и соискателей. Большая часть из них являются преподавателями Инженерного института.

Начатая на кафедре в 1962 г. совместная с КЗК научно-исследовательская работа, направленная на разработку высокопроизводительного зерноуборочного комбайна для Сибири и Дальнего Востока, завершилась созданием и постановкой на серийное производство в 1969 г. семейства комбайнов СКД, общий выпуск которых превысил 300 тыс. штук.

Результаты многолетних исследований проводимых под руководством А.Д. Логина были обобщены в его докторской диссертации посвященной интенсификации механизированной уборки зерновых культур в Сибири.

Созданная при кафедре СХМ научная школа помогла в дальнейшем научному росту ряда видных ученых Сибири и Дальнего Востока. Это доктора технических наук А.Ф. Кондратов и И.В. Бумбар в настоящее время возглавляют университеты НГАУ и ДальГау.

Научное руководство работой нескольких аспирантов кафедры осуществляли такие видные ученые, как академики ВАСХНИЛ А.И. Селиванов и Н.В. Краснощеков, а также доцент Н.Н. Кубрак и профессор В.М. Медведчиков.

Научная школа на кафедре автомобили и тракторы формировалась под воздействием природно-климатических условий Сибири. Проблемы зимней эксплуатации автотракторной техники на многие годы определили тематику научных исследований кафедры. Первоначально, исследования выполнялись под руководством зав. кафедрой доцента Г.И. Герша, позднее это направление возглавил д.т.н., профессор А.Д. Белоусов. В этот период были выполнены и защищены диссертационные работы, связанные с различными аспектами проблемы зимней эксплуатации тракторов и экологии дизельных двигателей многими аспирантами и соискателями.

На кафедре выполнялась значительная научно-исследовательская работа по хоздоговорам с некоторыми тракторными и моторными заводами.

По данной тематике были выполнены и защищены 10 кандидатских, а Г.М. Крохта защитил докторскую диссертацию.

Научная школа на кафедре ЭМТП начала формироваться в единое научное направление с начала 70-х годов прошлого столетия. Проводимая до этого научная работа характеризовалась разрозненной тематикой, небольшими объёмами, недостаточной результативностью как с точки зрения научного роста сотрудников, так и с позиций связи с государственной тематикой и непосредственно с производством. Существенный вклад в создание основ научной школы внесли работавшие в 60-х годах заведующими кафедрой доценты Л.М. Пильщиков и В.Л. Березовский. В этот период на кафедре появились первые аспиранты.

Первым кандидатом наук из числа преподавателей кафедры стал А.В. Пискарев, который в последствии стал научным лидером и продолжил работу по формированию научной школы кафедры.

Концепция научного направления исследовательской деятельности кафедры включала следующие основные принципы:
– в качестве объектов исследований рассматривались сложные производственные технологические процессы;
– методической основой исследований стал системный подход.

Первые кандидатские диссертации по этому направлению были выполнены и защищены в 1971 г. для бункерных машин и в 1976 г.  для безбункерных машин.

Значительное место в системном анализе занимали исследования надежности отдельных машин, комплексов и систем в целом. В этих исследованиях принимали участие аспиранты Р.П. Голиков, Ю.Н. Дементьев, В.С. Кистанов. Некоторые практические аспекты этой работы были доложены и одобрены на НТС Россельхозтехники. Рекомендации по использованию энергонасыщенных тракторов, разработанные совместно с учеными СибИМЭ, были одобрены на НТС РФ.

Направление исследований по интенсификации уборочно-транспортных процессов было отражено в докторских диссертациях В.Д. Игнатова и Ю.Н. Блынского и продолжено в кандидатских диссертациях Ю.А. Гуськова, С.А. Голубя, И.В. Тихонкина. Результаты работы были доложены и одобрены на НТС МСХ РФ, НТС КБ и ГСКБ. Технические решения были защищены более чем 25 авторскими свидетельствами и патентами.

Значительный вклад в области теории и практики диагностирования ДВС явилась разработка принципиально нового направления – контроля технического состояния по параметрам переходных характеристик. Комплекс работ этого плана был положен в основу докторской диссертации защищенной Д.М. Ворониным. Технические решения защищены 20 авторскими свидетельствами и патентами. В дальнейшем исследования были продолжены в кандидатских диссертациях П.И. Федюнина, А.А. Долгушина, М.Г. Шилова.

Научное направление в исследованиях кафедры ремонта машин в 50-е и 60-е годы формировалось под руководством Ч.И. Згирского. Характерной особенностью работ является анализ факторов определяющих износостойкость пар трения и прочность деталей. Этот анализ лежал в основе процесса разработки технологических решений, касающихся не только восстановления конструктивных элементов деталей и соединений, но и корректировки допускаемых и предельных износов с учетом природно-климатических условий Сибири.

Под руководством Ч.И. Згирского подготовили и защитили кандидатские диссертации Ф.Ф. Сидоров, В.А. Хворостов, В.М. Глуховеров, А.И. Дюкарев, М.А. Анфиногенов, А.Н. Бах.

В 70-е и 80-е годы сотрудники кафедры сосредоточили усилия на внедрение научных разработок на ведущих ремонтно-обслуживающих предприятиях Сибири. Следует отметить значительный вклад в реализацию этих работ, академика ВАСХНИЛ А.И. Селиванова.

С начала 90-х годов на кафедре  разрабатываются вопросы формирования структуры и информационной системы технического сервиса в АПК, а также решались задачи восстановления пространственной геометрии деталей машин, в частности устранение скрученности и прогиба валов ДВС. Технические решения защищены 5 патентами на изобретения.

В 1969 г. с приходом канд. техн. наук, доцента Ю.Б. Капилевича было открыто новое научное направление «Литейные технологии изготовления металлорежущего и бурового инструмента», создана научно-техническая литейно-инструментальная лаборатория.

С 1988 г. и по настоящее время научная работа на кафедре активно проводится по теме «Разработка и совершенствование технологий изготовления и восстановления паянного твердосплавного металлорежущего и бурового инструмента и рабочих органов кормодробильных машин» авторским коллективом под руководством канд. техн. наук, профессора В.В. Коноводова.

В 1997 г. данное направление научно-исследовательской работы было защищено патентом РФ, а опытные и промышленные образцы паянного твердосплавного металлорежущего и бурового инструмента, на международных ярмарках-выставках награждены пятью дипломами.

Кандидатские диссертации защитили: В.В. Коноводов, Г.С. Муравьев, А.А. Малышко, З.И. Ермолаева.

Следует отметить научную школу по материаловедению созданную профессором А.П. Пичугиным, который разработал научные основы и критерии оценки материалов по их диффузионным характеристикам и проницаемости. Это позволило создать целую гамму эффективных материалов на основе местного сырья и отходов производства, модифицированных полимерами. Внедрение разработок позволило увеличить срок службы полов сельскохозяйственных производственных зданий в 1,5…2 раза. В организованной научно-исследовательской лаборатории подготовлено 11 кандидатских и одна докторская диссертации и в настоящее время выполняют исследования 8 аспирантов и 3 докторанта. В лаборатории получено более 20 авторских свидетельств и патентов на изобретения. С 1978 г. А.П. Пичугин организовывает и проводит научно-технические конференции и семинары различных уровней по проблемам эффективного использования строительных материалов и местного сырья.

За 60-летний период в институте получено 170 авторских свидетельств и патентов на изобретения.

Следует особо отметить значительный вклад профессоров А.Д. Логина и А.Д. Белоусова в подготовку научно-педагогических кадров для кафедр факультета и Сибирского региона.

В настоящее время усилия наших ученых направлены на решение следующих перспективных задач:
– повышение эффективности эксплуатации энергонасыщенных тракторов и зерноуборочных комбайнов в Сибири;
– совершенствование технологий и технических средств для сбора и транспортирования продуктов урожая сельскохозяйственных культур в регионе;
– интенсификация процессов тепловой подготовки автотракторных двигателей в условиях отрицательных температур;
– разработка энерго-ресурсосберегающих, экологически безопасных систем в животноводстве;
– рациональные системы микроклимата в животноводстве;
– разработка систем автоматизации и технических средств контроля технологических процессов в животноводстве и растениеводстве;
– внедрение технических средств для борьбы с сорной растительностью электрическим током;
– исследование поведения сыпучих материалов в динамических системах;
– создание технологий изготовления твердосплавного металлорежущего и бурового инструмента на основе железоуглеродистых припоев;
– разработка технологий производства легких бетонов с интегральной структурой заполнителя;
– совершенствование содержания психолого-педагогического образования в условиях технического вуза.